Женева, 13 марта гватемальский режиссер Анаис Тарасена была награждена на этой неделе в Швейцарии за свой первый полнометражный документальный фильм «Молчание крота», история, которая вникает в кровавый внутренний конфликт, который Гватемала пережила в период с 1960 по 1996 год и который, согласно режиссер, остается неисцеленным.
«Это по-прежнему очень чувствительный вопрос, очень спорный, в котором гватемальское мнение очень поляризовано и есть даже те, кто отрицает измерение произошедшего», – сказал Тарасена в интервью Эфе, когда получил награду на Женевском фестивале и форуме по правам человека.
Его документальный фильм стремится спасти от забвения фигуру журналиста Элиаса Барахоны, своего рода «двойного агента», который в период с 1976 по 1980 год был пресс-секретарем и правой рукой министра внутренних дел Дональдо Альвареса Руиса, одного из главных людей, ответственных за репрессии тех лет.
Оттуда информация была передана одному из партизан, и благодаря этому многие противники, которые были в списках будущих казненных, смогли спасти свои жизни, отправившись в изгнание – путь, который сам Бараона выбрал в 1980 году, покинув свою страну на 18 лет и поселившись в Никарагуа.
В документальном фильме показаны изображения недавно изгнанного Барахоны в Панаме, где на пресс-конференции он осудил использование эскадронов смерти и политику выжженной земли для ликвидации тысяч политических врагов правительства, используя методы, аналогичные тем, которые использовались несколькими годами ранее Соединенными Штатами во Вьетнаме.
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПОДХОДА К ЭЛАЙДЖЕ
Тарасена узнал об истории Элиаса через своего брата Дэвида Барахону, с которым он познакомился, когда снял свой первый короткометражный фильм («De guts corazón», в 2011 году) и после этого решил снять свои показания на суде 1980 года по знаменитому пожару в посольстве Испании в Гватемале.
Тридцать семь человек погибли в результате этого поджога, включая испанских должностных лиц из делегации, но прежде всего активистов из числа коренных народов и студентов, которые укрылись в нем, чтобы осудить репрессии правительства Гватемалы против всех оппозиционных элементов.
«Элайджа умер через несколько недель (от дачи показаний на суде в 2014 году), и именно тогда я решил провести более глубокое расследование», расследование, которое выкристаллизовалось семь лет спустя с выходом документального фильма.
«Нам пришлось проделать большую документацию, проконсультироваться со многими архивами не только в Гватемале, но и в Мексике, на Кубе, в Европе», — вспоминает режиссер, который признал трудности, связанные с поиском свидетелей, которые осмелились говорить в камеру о все еще щекотливых вопросах в стране.
«Съемки производят неожиданные откровения, моменты катарсиса, которые имеют отношение к творческому процессу и которые очень волшебны», – пояснил он, описывая истории друзей, семьи, коллаборационистов и даже поклонников Барахоны, которые появляются на 91 минуте фильма.
ЗНАЙТЕ ПРОШЛУЮ ГВАТЕМАЛУ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ НАСТОЯЩЕЕ
«Молчание крота» не только размышляет о травматическом гватемальском прошлом, но и смотрит на настоящее, все еще отмеченное насилием, страну, которая, по словам самой режиссера, до сих пор «боится» и несет в себе наследие тех лет репрессий.
«Гватемала сейчас находится в худшем положении, чем 10 лет назад, ее система правосудия полностью кооптирована, а предыдущий президент (Джимми Моралес) отозвал созданную ООН комиссию по борьбе с безнаказанностью и коррупцией после 11 лет работы», — вспоминает Тарасена.
«Многие НПО начинают подвергаться уголовной ответственности и преследованиям, а также защитников земель в районах высокого конфликта с добычей полезных ископаемых и гидроэлектростанциями», – посетовал он.
По мнению режиссера, поворот «ультраконсервативных и анти-прав человека», который принимает страна, вызывает беспокойство, и, хотя она не чувствует личной угрозы и по-прежнему заинтересована в придании социального измерения своим постановкам, «любой, кто пытается защитить права человека, обвиняется в том, что коммунист или террорист».
В этом контексте награда Женевского кинофестиваля вместе с другими наградами, полученными за последние несколько месяцев на фестивалях в Соединенном Королевстве, Мексике, Косово и других странах, «могла бы помочь документальному фильму, который выйдет на экраны в Гватемале, хотя очевидно, что в нем речь идет о все еще щекотливых и противоречивых проблемы».
Режиссер надеется, что премьера состоится в мае, хотя до этого «El silencio del molo» будет играть на других фестивалях, в том числе в Малаге (Испания) и Тулузе (Франция).
Антонио Брото
Sé el primero en comentar en"Кинорежиссер Анаис Тарасена: «Гватемала все еще очень поляризована своей историей»"